При взгляде на план этой квартиры сразу видишь корабль. И то же на фотографиях: вот она, светлая и затягивающая перспектива, а в конце ее, там, где уже меркнут огни корабельного чрева, - простор океана, солнечный воздух которого льется в большое треугольное окно. Этот дом - корабль (образ его дается и более наглядно - в световом окне, прорезавшем одновременно и холл, и гостиную), но он же и качающаяся волна, и белый пенистый гребень, бегущий за кормой (разводы потолочного рельефа). И весь он пронизан светом, который мыслим только на просторе и который объединяет весь дом, со всеми его предметами, словно проходящими друг сквозь друга, как волна проходит сквозь волну.
Корабль ассоциируется у нас с белым цветом: белые чайки, белая морская пена, белый парус, белый китель капитана. Этот дом-корабль - белый, светлый. И какой бы оттенок ни имели его стены, он все равно воспринимается белым.
Начать нужно с иероглифической надписи на вытянутом пилоне в гостиной. Именно иероглифической - чтобы большинство не могло прочитать, чтобы строки воспринимались только строками, без смысла, а стена - листом бумаги. Это квартира светлых стен, чаще всего - ничем не украшенных. И надпись указывает на то, что все здесь - чистый лист, который всякий наполнит своим смыслом. Один из символов белого цвета - начало, за которым может последовать все. Потому у этого цвета, в котором, кстати, таится весь спектр, такой потенциал, такая внутренняя сила. Белый цвет - это и мир, каким он был при его рождении, поэтому, если смотреть на белый лист, то можно мысленно и духовно погрузиться в тот прамир, из которого все возникло и в который все уйдет. То есть белый цвет - это еще и символ абсолюта. Почему об огромном мире мы говорим "белый свет"? Не из-за того ли, что в нем сокрыто столько всего?
В японском искусстве светлый, незакрашенный лист бумаги был столь же важен, как и то, что на него нанесено. Это идеальный фон (кстати, часто используемый создателями этой квартиры именно в данном качестве), который одновременно и объединяет все изображенное, словно погружая его в единую ауру, и делает предметы более выпуклыми. На светлой стене, словно на большом экране, движется кинолента жизни: играет солнечный луч, пробегают огни вечерней улицы, плавают огромные тени. Это архитектура света и пронизанного им объема. То есть пространства, которому нет границ, границы которого кажутся легко преодолимыми, так как создается впечатление, что пространства они не замыкают. Ведь стол вообще - твердыня, оплот, скала (для сравнения "престол"), а тут - стекло. Никакой тверди, кроме тонкоребрых стен, даже пилоны - устои - наклонены. Все второстепенно по сравнению с белым цветом (или светом), разлитым здесь, показывающим, насколько минимум может быть всеобъемлющ и многозначителен.
В этой квартире по-иному ощущается время (отражение этой категории в архитектуре - редкость). Взгляните на часы на кухне: переливающийся циферблат всего с четырьмя делениями. Ненавязчивость основной категории бытия, которую мы обычно ощущаем весьма сильно! Часы эти - символ свободнотекущего времени, вернее, ощущаемого таковым, времени, не гонящего человека. Время здесь выражено и пластически: архитектурные объемы текут, перетекают один в другой. На человека в первую очередь воздействует тело здания, поэтому в этой квартире с ее особой свободной пластикой светлых объемов время ощущается по-особому: не нервами или памятью, как обычно это происходит, а всем физически-энергетическим телом. Свободное, плавное движение подчеркивается часто встречающимся здесь овалом, который иногда заостряется, и получается миндалевидная форма, ничуть не менее текучая, но более четкая и изящная.
В детской комнате - еще одна говорящая деталь: светильники. Они напоминают солнечного зайчика, пойманного и прикрепленного к стене и потолку: все-таки дети более жадны до жизни, нежели взрослые, им нужно чудо потрогать и оставить у себя. Впечатление такое, что дом этот невидимыми, но сильно ощущаемыми каналами подключен напрямую к вселенной. Границы его раздвинуты, кажется, что весь мир вливается в его пространство. Помните выражение "Мир входящему!"? Входящему действительно дарится и мир-покой, и мир, как вселенная.
И. Кравченко
Комментариев нет :
Отправить комментарий