вторник, 12 июня 2012 г.

МОСКВА: ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И БОЛЬШИЕ БАБКИ


Попали под освоение. Природному комплексу Москвы угрожают большие деньги
Справка
От социализма российской столице досталось больше ста квадратных километров лесов в административных границах города. Не парков – именно лесов с холмами, оврагами, зайцами, белками. Основным их назначением  было средозащитное, что закреплялось законом. Это природное богатство находилось в управлении профессиональных лесоводов. Сегодня в городе 118 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), их общая площадь превышает 17 тыс. га. В их числе национальный парк «Лосиный остров». Все ООПТ входят в состав Природного комплекса (ПК) Москвы, чей статус закреплен правительством города в 1995 году. ПК – это совокупность природных и озеленённых территорий, которые официально признаны «важным фактором стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в городе и условий жизни москвичей».
Красная книга Москвы
В 2001 г. была издана Красная книга Москвы (второе издание вышло в 2011). Это официальный документ Правительства Москвы, юридически обеспечивающий сохранение и восстановление редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях города видов растений и животных, а главное – мест их обитаний.
А закусить?
Всемирный день окружающей среды (он же – день эколога) глава московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский предварил встречей с прессой. Заявленная тема звучала для главного столичного эколога несколько странно: «Летний отдых на особо охраняемых природных территориях (ООПТ)». В розданных журналистам материалах на пяти страницах были перечислены спортивные площадки, пляжи, пункты проката, места для пикников. Поскольку никакой охраны природы даже между строк разглядеть было невозможно, то непосвященный вполне мог принять Антона Олеговича за главного массовика-затейника столицы,  совмещающего эту деятельность с ролью ответственного за организацию общественного питания. Действительно, 160 функционирующих пикниковых точек и еще 88, которые добавятся до конца года, – не шутка!
Наверное, в представлении главного экологического начальника столицы москвичи на природе только тем и озабочены, как бы взять что-нибудь напрокат, поскакать на батуте, сделать круг на катамаране под гром динамика и угоститься шашлыком.
«Тишины хочу, тишины»
Жаль, ничего не сказал Кульбачевский о данных соцопроса, в прошлом году проведенного в городе.  Результаты заказчиков обескуражили. Выяснилось, что подавляющее большинство москвичей хотят не шашлыков и аттракционов, а тишины и прогулочных тропинок. Об этом в прямом эфире «Эха Москвы» несколько месяцев назад сообщил глава департамента культуры столицы, в недавнем прошлом – директор ЦПКиО имени Горького, Сергей Капков.
Разумеется, в городе немало сыщется  поклонников шумных развлечений, которые нетрудно найти в парках культуры и отдыха. Таких мест достаточно, и все перечисленное на пяти страницах пресс-релиза может относиться к ним с полным правом. Но в современном мире признаком цивилизованности считаются не Диснейленды, а живая природа по соседству, и в Москве все больше людей, предпочитающих звукоусилительным колонкам  птичьи трели.
Удивительно, но в нашем городе сохранились замечательные ландшафты, что для многих спасение и лишний повод убедиться, сколь прозорливы были авторы первого генплана Москвы 1935 года, настоявшие на том, чтобы природные территории в советской столице оставались в неприкосновенности. Будто знали тогда, что пройдет относительно немного времени, и в Москву на ПМЖ приедет каждый десятый гражданин самой большой по площади страны мира, а сам город превратится в гигантское, почти по горло закатанное в асфальт пятно.
«Вы с экологами согласовали?»
Тенденцию четко уловили сами москвичи, в конце 80-х массовыми протестами не давшие застроить или трансформировать до неузнаваемости Битцевский лес, Лосиный Остров, Теплостанский лесопарк, Крылатские холмы, Дубовую рощу в Южном Тушине, долины Чермянки, Яузы : перечислять можно очень долго. Тогда же произошло неслыханное – 4 июля 1989 г. сессия Моссовета, специально посвященная экологии, впервые в Москве и в России вообще приняла решение создать городскую систему ООПТ. Так в столице появилось то, чем можно гордиться до сих пор: Природный комплекс, чей статус закреплен в середине 90-х.
Чтобы сохранить и преумножить это богатство, в 1988 году власть создала государственный уполномоченный орган – Московский комитет по охране природы (Москоприрода). Все начиналось силами четырех человек, занимавших две маленькие комнатки в здании на проспекте Мира. Эти обучаемые люди с высшим техническим образованием трудились за зарплату, считать которую главным побудительным мотивом было никак нельзя. И что крайне важно: консультантами нового ведомства стали известные в своих областях знания специалисты, прежде всего – по охране живой природы. Без их компетентного мнения важные решения не принимались.
Со временем Москомприрода превратилась в солидное ведомство, приучив считаться со своим присутствием даже тех, кто прежде экологов в упор не видел.
Если поначалу на всевозможных совещаниях высокие городские начальники грозно вращали глазами – «Почему экологи мешают строителям работать?», то вскоре картина радикально изменилась: «Вы с экологами согласовали?» (это уже строителям). Подразделению Москомприроды, специализированному на экспертизе проектов застройки, не было равных в других городах России. Все это рассказываю не с чужих слов – в должности корреспондента городской газеты имела возможность наблюдать за развитием событий с близкого расстояния.
Но ничто не вечно под Луной: в конце 90-х мэр Юрий Лужков принял не лучшее кадровое решение. В результате за короткий срок Москоприроду покинуло немало толковых и честных работников. Природный комплекс столицы тоже понес потери, самая тяжелая утрата – уничтожение природы в Царицыне при реконструкции музея-заповедника, о чем наша газета подробно рассказывала ровно год назад («РЛВ», 22 июля 2011 г.). При этом суммы, ушедшие на богопротивное дело, остались в тени.
Программа освоения бюджета
Но все это не идет ни в какое сравнение с нынешней угрозой трансформации городских ООПТ в парки развлечений. Надо заметить, подобная идея вдруг стала популярной лет 50 назад, когда была поставлена задача превратить все столичные леса в подобие ЦПКиО имени Горького. Трудно поверить, но эти преобразователи тогда принялись осушать болота Лосиного острова, чтобы проложить удобные прогулочные дорожки для трудящихся. Однако если не в меру активные люди начала 60-х годов искренне считали болото врагом, а любой клок земли (не занятый чем-либо с их точки зрения полезным) – пустырем, то нынешние «новаторы» озабочены в первую очередь выжиманием дохода с ООПТ и всего, что с московской природой связано. Не успел новый мэр высказать пожелание облагородить парки, как департамент природопользования развил бурную деятельность. Перевести городскую природу на самоокупаемость за счет строительства на ООПТ спортивно-досуговых комплексов (по меньшей мере, полутора десятков) – вот сверхзадача! Это называется – цитирую – «повышением рекреационной привлекательности» природных территорий.
Такая идея была заложена в качестве одной из приоритетных в документе, вышедшем в 2011 году из недр столичного департамента природопользования. Документ называется государственной  программой Москвы «Охрана окружающей среды на 2012-2016 годы». Ее планировали принять сначала в июле, потом в сентябре прошлого года, но оппоненты, среди которых много известных и уважаемых людей, разнесли программу в пух и прах, убедительно доказав, что ничего, кроме планов распила огромных денег, она не содержит. Противники документа настаивают на том, что собственно охрана природы и экологическое просвещение не требуют больших затрат, и заложенная в программе сумма разумного объяснения не имеет. Сумма и впрямь поражает воображение: 116 миллиардов рублей из городского бюджета плюс 68 миллиардов от инвесторов, то есть 184 миллиарда, из которых примерно 70 процентов предназначено на «развитие» ООПТ.
Для масштаба оппоненты приводят расчеты: это примерно половина экспорта всей целлюлозно-бумажной промышленности страны, это стоимость шести атомных ледоколов, которые нужно построить России, чтобы обеспечить проводку судов по Севморпути и, наконец, это в 10 раз больше, чем выделено на все заповедники и национальные парки державы. По мнению специалистов, столичные ООПТ в целом пребывают во вполне благополучном состоянии и особой помощи, кроме уборки мусора и некоторого благоустройства не требуют.
Директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц высказался с предельной прямотой: «В программе две трети денег запланировано на ООПТ, причем, на лживые цели. Под предлогом повышения рекреационной привлекательности речь идет о застройке объектами, не имеющими никакого отношения к охране природы. На те средства, которые выделяются, можно покрыть все дорожки золотыми плитками с платиновыми вставками. Это программа распила».
Под тяжестью аргументов мэр Сергей Собянин отправил программу на доработку, с тех пор о ней не слышно. Хотя, судя по всему, деньги «на повышение рекреационной привлекательности» осваиваются давно и успешно. Достижения на этой ниве отмечены и правоохранительными органами. По версии следствия, из бюджета города украдено более 200 миллионов рублей, выделенных на благоустройство природных парков. К ответственности привлекались несколько сотрудников некоего «Бюро эконализ», являющегося заказчиком строительства на ООПТ (сама контора отпочковалась от департамента еще при прежнем руководстве).
Зам. директора ГУ «Бюро экоанализ»  (ныне это ГКУ «дирекция ДПиООС») осужден на 8 лет. Главный фигурант дела успел Россию покинуть.
45 минут удовольствия и «Цезерь»
В прошлом году на ООПТ было направлено 3,5 миллиарда рублей. Эту цифру руководители департамента произносили по поводу и без повода. Видно, гордились.
Сколько ассигновано на нынешний год, понять трудно. Услышать не удалось, найти на официальных сайтах – тоже. Правда, как «рекреационная привлекательность» повышается прямо на глазах, может увидеть каждый, кто готов уделить изучению вопроса некоторое время. Корреспонденту понадобилось четыре дня. Начала с широко разрекламированных ведомством Кульбачевского ФОКов, куда, по уверениям инициаторов деятельности, жаждущий физического развития народ прямо-таки хлынет.
Вечер пятницы 1 июня. Ландшафтный заказник «Теплый стан», точнее, ФОК и его окружение. Вход со стороны улицы Островитянова. Рабочие заканчивают сооружение домиков из ну о-о-очень хороших материалов. Действительно, зачем из барахла строить, если тут полагается быть, судя по закрепленному рядом аншлагу, дирекции, пункту проката, пункту общественного питания, биотуалету. Это называется «входная группа». Правда, пункт питания тут уже есть, он располагается при входе в надувное сооружение ФОКа. В меню значится салат «Цезерь». Посетителей в надувном сооружении нет. Внутри духота, хотя на улице градусов примерно 20. Открытый каток пока отдыхает. Администратор говорит, что в Новый год народ был. Физическим развитием граждан здесь руководит коммерческое предприятие по имени «ЭкоПарк». Цены впечатляют. Для жителей соседних домов, у которых ФОК отнял великолепный Бреховский луг, скидок не предусмотрено. С надувного дракона скатываются ребятишки. 50 рублей за 10 минут детского счастья.
Вход со стороны улицы академика Виноградова. Снова почти достроенная «входная группа» с дирекцией и прочим прикладом. И материалы опять же первоклассные. И снова у природы отнято пространство. Интересно, положенная по закону, коли речь о деятельности на ООПТ, Государственная экологическая экспертиза проводилась? А она не нужна, считает Антон Кульбачевский, ведь сооружения не капитальные, а временные. Ну конечно, временные! С капитальных крышу не сносит, как это случилось тут минувшей зимой, а неведомо как выросшее рядом с «дутиком» добротное двухэтажное здание в форме каре,  кондиционеры по фасаду, можно быстренько разобрать.
Суббота, 2 июня, час дня. ФОК «Красный маяк». Это уже знаменитый Битцевский лес. Спрашиваю папу, гуляющего с девочкой-подростком, ходят ли они сюда заниматься спортом. «Так там же все платное, недешево», – вздыхает папа. Посетителей нет. «Лето», – объясняет администратор. Желающих за 1200 рублей получить «45 минут удовольствия – тайский и корректирующий массаж к пляжному сезону» тоже не наблюдается. Может, водички попить? Вон буфет. Вода 0,5-70 рублей. Стаканчик свежевыжатого сока – 150. В общем, обопьешься. Компания та же – «ЭкоПарк». А ведь еще совсем недавно на этом месте был шикарный луг!
Сама здесь загорала. Где теперь та жизнь, что порхала, звенела и ползала вокруг?
Два часа дня, Борисовские пруды (часть природно-исторического парка «Царицыно»). Погода отличная, народу полно. По велодорожкам передвигаются мамы с колясками. А где еще, если пешеходные дорожки выложены плиткой «под булыжник»? Как по таким с детской коляской? Велосипедистов не вижу. Тут много спортивных площадок для тенниса, волейбола, мини-футбола и т.д. На одну проник папа с делающим первые шаги ребенком. На корте две дамы. Это все.
Доквакались
У входа в Лосиный остров со стороны Белокаменного шоссе – шашлычная «На Яузе» и явно не вчерашние кучи мусора. Бригада рабочих с тяжелой техникой строит семиметровой ширины дорогу – плитка на толстой бетонной подушке и высокий бордюр. Такая же, чуть поуже, змеится в глубь заповедного леса. По версии Кульбачевского, это пожарные проезды. От этой кипучей деятельности дубовой аллее, посаженной самим Энгельгардтом, уже не поздоровилось – гидрологический режим нарушен, аллея подтоплена. Но что это по сравнению с ударным освоением бюджетных денег!
Большими деньгами пахнет и в долине Яузы от МКАД до Енисейской улицы. Еще прошлым летом тут бурлила жизнь – утки, лягушки, соловьи. И вот – докрякались, допелись, доквакались: вместо камышей и пойменной растительности здесь теперь каменный каньон и газонная трава. Это называется «комплексным благоустройством».
Главный по столичной природе не в курсе: разве это наш объект? И минут через 10, посовещавшись со своим пресс-секретарем, радостно выдыхает: нет, не наш!
Префектура отвечает! Неловко, право, объяснять главе департамента природопользования, что долина реки Яузы -  памятник природы, то есть, подведомственная ему ООПТ, часть Природного комплекса Москвы, как и Нескучный сад, где извели под корень почти весь подрост. Насчет Нескучного Кульбачевский тоже в курсе.
Ну, а что по этому поводу говорят специалисты? Вон в первом составе природоохранного органа столицы сколько весило их слово! Да кто же их теперь слушает… Экспертный совет по рассмотрению проектной и иной документации, активно работавший при прежнем руководстве департамента, практически упразднён.
С комиссией по Красной книге еще интереснее: в конце мая появился приказ о ее полной реорганизации. Специалистов,  изучающих флору и фауну Москвы, там осталось всего двое, зато председателем назначен человек, отношения к биологической науке не имеющий. Антон Кульбачевский, подписавший приказ, большой беды в том не видит, скорее, наоборот. Прежний состав комиссии, по его мнению, вел себя неправильно. Мало того, что собирался тайно, так еще и вызывал много жалоб в свой адрес. Кто жаловался? Инвесторы. Ну, против такого аргумента, конечно, никакая Красная книга не устоит.
Елена Субботина, «Российские лесные вести», 8 июня 2012 г.http://www.eco-nomos.ru/2012/06/oopt-moscow/

Комментариев нет :

Поиск в Googl

Custom Search