«Мы вовсе не утверждаем, что работы по обновлению леса вблизи побережья Чудского озера следовало бы запретить – наоборот, лес обязательно надо обновлять. Однако считаем, что для этого не надо в течение двух лет на маленьком участке вырубать так много леса путем сплошных вырубок, ведь для обновления леса существуют и другие – правда, более трудоемкие – возможности», – сказала член правления Кауксиского деревенского общества Пирет Талисту.
Бывший кауксиский лесничий Лембит Пярн признал, что эти сосны никогда не обновляли – в советское время это не разрешалось, и речь идет о перестоявших насаждениях, которые действительно нуждались в обновлении. Отдельный вопрос, надо ли было делать это так стремительно.
«Это был здоровый и крепкий лес – за исключением одной делянки из одиннадцати, где было много корневой губки. И он мог бы еще стоять, – по оценке Пярна, обновлять могли бы медленнее и узкими делянками. – Одиннадцать делянок на 2,5-3 километра – это все же очень много! С точки зрения лесоводства это тоже не годится; если вырубят еще какую-нибудь делянку, образуется большая поляна – в такой степной среде молодые культуры не захотят расти».
Молодые культуры, которые ЦХГЛ весной планирует посадить, вырастут, по словам Пярна, в настоящий сосновый бор за пару десятков лет. А на восстановление картины, существовавшей до вырубки, уйдет лет 40-50.
Стареющий лес не обновляли
Член правления ЦХГЛ Тийт Тимберг пояснил, что до 2007 года леса подразделяли на сберегающие, охранные и коммерческие. Леса окрестностей Каукси были тогда отнесены в основном к категории охранного леса, и рубки с целью обновления разрешалось осуществлять в виде покровительственных или сплошных рубок делянками шириной 30 метров.
«Вынуждены сегодня констатировать, что вытекающие из Закона о лесе возможности использовали недостаточно, неуклонно стареющий лес не обновляли и нараставшую проблему откладывали на будущее. На этих четырех кварталах государственного леса растет в общем 203 га сосен, из них 130 гектаров достигли рубочной зрелости, то есть деревья старше 90 лет. Стареющий лес редеет, и путем саморегуляции не появляется, к сожалению, вместо него то, чего ждем и на что надеемся», — сказал Тимберг.
Опорное лицо частных лесовладельцев этого края Виктор Лехтсе констатировал, что ЦХГЛ, несомненно, имеет право управлять этими лесами, но если такие вырубки где-то в глубине леса никого не беспокоили бы, то живущие в районе отдыха люди в отношении своих окрестностей чувствительны и вырубки можно было бы производить там менее интенсивно.
По словам Тимберга, котловины старого и редеющего леса быстро зарастают кустарниковой малиной и злаковыми, и сосна естественным путем не заменяется сосной. «При использовании покровительственных рубок проявляются те же проблемы. Более надежный способ обновить лес – сплошная вырубка и последующая посадка сосен. Это ответственная деятельность лесовода – гарантировать произрастание сосен и для будущих поколений».
Тревога за будущее о бюджете окружающей среды в Эстонии
В отправленном в уездное управление обращении Кауксиское деревенское общество поинтересовалось, согласуются ли сплошные вырубки ЦХГЛ с Ида-Вируской уездной тематической планировкой и Ийзакуской волостной общей планировкой побережья Чудского озера, где этот район определен как зона отдыха и рекреации.
Уездный старейшина Рихо Брейвель ответил, что в качестве одного из предложений планировочного решения рекомендовали местным самоуправлениям в интересах целостного развития ценных ландшафтов составить программы ухода за ними, которыми были бы определены работы и меры, необходимые для сохранения, восстановления и развития таких ландшафтов. Программы по уходу составляют в сотрудничестве с региональным управляющим гослесами и частными лесовладельцами, и при их наличии партнеры по сотрудничеству наверняка были бы проинформированы о планируемых вырубках. Поскольку Ийзакуское волостное управление не составило программу ухода за ценными ландшафтами, ЦХГЛ не был обязан уведомлять жителей.
«Эти вырубки сделаны, и ясно, что ничего не повернуть вспять. Сейчас переживаем о том, что будет дальше, – сказал Виктор Лехтсе. – 200 метров прибрежного сосняка находятся в охранной зоне, и там хозяйствовать нельзя – в то же время эти деревья старые, и такой лес надо начинать приводить в порядок. Хотя ЦХГЛ по соседству с этими делянками раньше чем через пять лет новых сплошных вырубок производить не может, однако ничто не помешает им через пять лет срубить и остальные сосны».
С представителями ЦХГЛ деревенское общество уже встречалось, в ближайшее время планируют встречу со знатоком охранных зон. Планируют сделать волостному управлению предложение установить ограничения для хозяйствования лесами, находящимися в зоне отдыха.
«Немыслимо, что целое поколение отдыхающих будет проводить лето среди молодняка и делянок», – сказала Пирет Талисту.
Комментариев нет :
Отправить комментарий