вторник, 11 февраля 2014 г.

Многокорпусной улей или украинский лежак?


mnogokorpusnoj ulej
Пчеловодством я занимаюсь не­сколько лет. Начал содержать пчел в лежаках обычных, потом в украинских. Они меня вполне устраивали. Я полу­чал мед, пасеку увеличивал, когда надо было, пользовался семьями-помощ­ницами.
Однажды в пчеловодном магазине продавец посоветовал мне купить мно­гокорпусные ульи. В них, по его словам, можно достичь лучших результатов. Для начала я купил 4 многокорпусных улья, но сразу же попал в затрудни­тельное положение.
Переселить семьи из украинских ле­жаков в новые ульи не удалось. Засе­лил их только летом. В следующий се­зон мои семьи выросли и освоили по 5 корпусов. Они отстроили все соты и даже дали товарный мед. Такие же по силе семьи в лежаках отстроили всего по 10 рамок и собрали меньше меда.

Мечта каждого пчеловода — выра­стить семьи максимальной силы к глав­ному взятку. Для получения меда с ран­них медоносов я с осени оставляю по запасной матке на каждую семью, со­держу их в нуклеусах над гнездами ос­новных семей. Обычно нуклеусы зани­мают четвертые корпуса. Основная семья размещается в двух корпусах, под которые на зиму подставляю кор­пус без рамок. В этом свободном кор­пусе скапливается сор и подмор, нахо­дится воздух, благоприятствующий зи­мовке. Пчелы зимуют в помещении.

В феврале у нас выпадают два-три дня, когда температура воздуха в тени повышается до 2—5°С тепла. Я ловлю этот момент, чтобы выставить пчел на облёт. После облёта, не разбирая гнезд, заменяю донья на чистые. Ранний облёт способствует усиленному росту семей. Когда станет тепло, делаю весеннюю ревизию, отбираю племенную мате­ринскую и отцовскую семьи. К этому времени в гнездах накапливается мно­го расплода, за счет которого подсиливаю нуклеусы. За три таких приема нук­леусы и основные семьи выравнива­ются. К началу цветения белой ака­ции — нашего главного медоноса — семьи объединяю. Маток из нижней и верхней семьи отбираю вместе с от­крытым расплодом в разные нуклеусы. Весь печатный расплод переношу в верхние корпуса, в нижних оставляю медоперговые рамки и вощину. Расплодные корпуса отделяю от нижнего отделения разделительной решеткой. Через5—6 часов в нижний корпус при­виваю зрелый маточник, который готовлю к этому времени.

Сформирован­ные нуклеусы к осени становятся хоро­шими отводками, запасают корм на зи­му. В объединенной семье с молодой маткой скапливается большое количе­ство пчел. Они отстраивают соты хоро­шего качества, так как семья не нахо­дится в роевом состоянии. Мои семьи никогда не роятся.
При такой системе работы я получаю от каждой семьи с запасной маткой еще одну семью с молодой, 15—20 но­вых отличных сотови 40—50 кг товар­ного меда.
Два отводка к осени объединяю, од­ну из маток отсаживаю в нуклеус, если надо увеличить пасеку, или уничтожаю. Такие же семьи в лежаках дают мне по 25—30 кг товарного меда, отстраивают по 10—15 сотов.
На вопрос, какой улей должен быть на любительской пасеке, с уверен­ностью отвечаю: только многокорпус­ный. Лежаки на моей любительской пасеке доживают свой век.

Читайте еще про колоды и ульи здесь.

Из журнала «Пчеловодство»№6 1981 год

Комментариев нет :

Поиск в Googl

Custom Search