И тем не менее, для современных архитектора и заказчика «неудобья» — это резкий перепад рельефа и его изрезанность, сильная залесенность участка, близость открытой воды и высокий уровень грунтовых вод. Для города это еще близость транспортных магистралей, обилие старых подземных коммуникаций, неприкосновенность зеленых зон и т.д. Возведение больниц, гостиниц, школ, спортивных центров и супермаркетов ставит перед архитектором еще большее количество требований, касающихся экологии, размеров зон отчуждения и прочего. Прибавьте к этому введенное в последнее время правило о согласовании проектируемого объекта с жителями близлежащих домов, и станет ясно, что факторов, усложняющих жизнь архитектора, предостаточно.
Для средней полосы России, в частности Подмосковья, характерно практически все перечисленное за исключением очень резкого перепада высот. Гор у нас нет, хотя овраги и холмы не редкость.
Существуют два противоположных подхода к решению проблем планировочных ограничений. Первый сводится к «беспощадной борьбе с возникшими трудностями»: деревья на участке вырубить, болотце осушить, рельеф выровнять, овраг засыпать... Вплоть до 90-х годов ХХ века наши архитекторы и строители вынужденно следовали этому методу. В результате очень колоритные бывшие пригороды Москвы утратили свои овражки, маленькие озерца и речки, все стало гладким, удобным, но лишенным индивидуальности.
Второй подход совершенно иной. Неудобья вдохновляют настоящего мастера! Грамотный архитектор не будет засыпать овраг, а обыграет его конфигурацию, например, в фасаде здания. Или сделает так, что дом будет «парить» над местностью, а на дне оврага зажурчит ручей и протянется тропа. Можно «заставить» дом спускаться в овраг уступами, и это придаст всему зданию неповторимое очарование, можно... Да много чего придумает мастер, как счастливый дар обыгрывая эту неожиданную складку местности!
Коллега-архитектор, получив для застройки большой участок, пересеченный оврагом, поставил на одной его стороне дом, на другой — беседку и соединил их изящно изогнутым мостиком. И всем планировочными решением усадьбы очень удачно обыграл это «трезвучие». Источником же творческого вдохновения послужил овраг. Сейчас он расчищен, засажен красивыми растениями, по нему вьются дорожки. А мы помним, как, знакомясь с архитектором, заказчик пожаловался: «Участок-то у нас большой, одно плохо — овраг«.
Вода тоже доставляет немало хлопот. Но и она из врага может сделаться другом. При строительстве на берегу реки с помощью специальных конструкций дом максимально приближается к береговой линии. Современные методы гидроизоляции гарантируют защиту от влаги. И сам процесс строительства можно организовать так, чтобы и грунтовые воды (они в таких местах находятся очень близко) не мешали. В частности, начинают нулевой цикл в самом конце лета — начале осени, когда все водоемы мелеют, уровень грунтовых вод резко понижается. Форма фундамента для таких домов напоминает корыто. Все это, как говорится, лишние хлопоты. Но люди, живя здесь, будут дышать чистейшим речным воздухом, наслаждаться отдыхом на воде и рыбалкой.
Залесенность участка — очень частое явление, с которым сталкивается архитектор. Конечно, если у заказчика есть намерение выращивать в будущем картошку и свеклу, то деревья и кусты придется вырубать. Но если таких планов нет, а на участке волею судеб выросли красивые клены, сосны, березы, может быть и огромный старый дуб, то для архитектора интереснейшая задача — обыграть красоту и величие природы. И тогда рождается дом, почтительно «обходящий» огромный ствол дуба. Или дерево «прорастает» сквозь здание, или участвует как часть зимнего сада...
Болотце на участке тоже лучше сохранить. Его можно преобразовать в пруд или насадить вокруг клюкву, бруснику, влаголюбивые растения, приманить болотных птиц и зверюшек, т.е. сделать свой минизаповедник.
И не надо будет тратить на осушение деньги, кстати, весьма немалые.
И не надо будет тратить на осушение деньги, кстати, весьма немалые.
Как видим, этот путь более плодотворен, чем просто «выровнять, осушить, вырубить». И, как ни странно, часто более экономичен. Порой дешевле провести исследования грунтов и гидрогеологию участка и потом получить дом с ярко выраженной индивидуальностью, вписанный в естественный ландшафт, чем выравнивать рельеф и строить на горизонтальной плоскости, в результате обширных земляных работ лишенной растительности.
Кстати, о зеленых насаждениях. Надо подсчитать, что выгоднее: вырубить под корень все старые деревья и потом годами растить новые или удалить лишь больные и старые, а остальные так или иначе «обыграть».
Часто проблему создает сложная конфигурация участка. Например, когда он вытянут по фасаду или наоборот — слишком узкий, зажатый между соседями. Конечно, дом тоже будет иметь вытянутую форму, но задача архитектора лишить его скуки и однообразия, каких-то «казарменных» ассоциаций.
Архитектор может разделить дом на два объема, соединенных внутренним открытым двориком, застекленным зимним садом или подвесной галереей, или поставит как бы два отдельных дома, соединив их подземным переходом. Принципиально другое решение — возведение башни, занимающей мало места на участке, но зато имеющей много уровней. Конечно, тут потребуется лифт, и нужно будет серьезно проработать конструкцию фундамента, но все это вполне под силу профессионалам.
Безусловно, трудности создает и уже имеющаяся застройка. Как к ней относиться: сделать вид, что ее нет и возводить коттедж, резко контрастирующий с окружающими домами, или учесть сложившиеся архитектурные формы этой среды и увязать с ней новую постройку по высоте, цветовому решению?
Из всего этого напрашивается очевидный вывод: не бойтесь неудобий! Он сейчас актуален как никогда, ведь все «удобья» в окрестностях больших городов заняты. Люди часто отказываются строить коттеджи рядом с обжитыми населенными пунктами, имеющими всю необходимую инфраструктуру, прекрасные дороги, инженерные коммуникации, хорошую экологию, ссылаясь на множество причин: рельеф, залесенность, заболоченность и т.д. А специалист недостатки этих участков сделает достоинствами. В арсенале современных проектировщиков и строителей для этого есть все.
В. Аникин,
гл. архитектор ЦНИИГражданстроя,
А. Толстых, к.т.н.
В статье использованы материалы из монографий: А. Сидорин, «Замечательные дома», Библ. журнала «Архитектура и строительство России», М., 1999; Ж. Винес, «GREEN ARCHITECTURE», «TASCHEN», 1999
В. Аникин,
гл. архитектор ЦНИИГражданстроя,
А. Толстых, к.т.н.
В статье использованы материалы из монографий: А. Сидорин, «Замечательные дома», Библ. журнала «Архитектура и строительство России», М., 1999; Ж. Винес, «GREEN ARCHITECTURE», «TASCHEN», 1999
Комментариев нет :
Отправить комментарий