Образное название чёрной точки Земли получил небольшой городок Карабаш на Южном Урале - старинный центр медной горно-металлургической промышленности, официально признанный зоной экологического бедствия. Вековое насилие над природой не могло пройти бесследно: многолетние разработки медноколчеданных и золотых месторождений, не прекращающаяся ни на миг работа дымовых труб, отравляющих всё вокруг, сделали своё чёрное дело. Окрестности Карабаша, расположенного среди Уральских гор в живописной Соймановской долине, стали похожи на мёртвый лунный ландшафт. Там не растут деревья, не живут рыбы и птицы. Даже дождевые черви покинули эту несчастную землю. Гибель всего живого потрясает. Да, именно это, а не цифры повышенных в сотни раз предельно допустимых концентраций тяжёлых металлов в воде, воздухе, почве. Как будто мать-Земля отказалась от этого проклятого Богом места.
Наша машина, упорно преодолевая разверзшиеся шрамами промоины, медленно ползёт в гору, окутанную едким дымом и сернистым газом. Мы - участники международного проекта TOXICAL по созданию на Карабаше системы экологического мониторинга. Трудно дышать, першит в горле. Руководитель проекта венгр Габор хочет что-то сказать и, не закончив фразу, заходится в судорожном кашле. Всё ясно без слов: с экологией Карабаша надо что-то срочно делать, и наши зарубежные коллеги теперь могут убедиться в этом воочию. Эта небольшая экспедиция, которую возглавляет профессор Владислав Морозов, организована Геофизическим центром Российской академии наук. Мы отбираем пробы почв, воды, воздуха, изучаем разломы, по которым могут просачиваться загрязнённые воды, налаживаем геофизическую аппаратуру для мониторинга, страстно желая, чтобы анализы и показания приборов в скором времени начали фиксировать улучшение экологической ситуации. В это очень хочется верить. Верить потому, что к этому, кажется, теперь есть основания.
Руководство Карабашского металлургического комбината, начав его возрождение, стало уделять экологии значительное внимание. Уже смонтирована установка для улавливания серы из дыма с последующим использованием её при производстве серной кислоты. На очереди - дальнейшая модернизация, которая позволит почти полностью обезвреживать ядовитые дымы, извлекая из них целый спектр ценных металлов.
Но особые надежды вызывает позиция мэра Карабаша Валерия Улановского, решившего действовать самостоятельно, не дожидаясь бюджетных ассигнований на экологию в долгой очереди. Город должен и может сам заработать средства для решения своих экологических проблем, утверждает мэр. Однако возможно ли такое? - спросит читатель. Оказывается, возможно, если чётко скоординировать усилия всех, кто не остался равнодушным к экологической трагедии Карабаша. Разработанная программа социального развития города предусматривает создание муниципального предприятия по переработке отходов горно-металлургического производства, в ходе которой они будут обеззараживаться и доводиться до состояния, когда станет возможна их биологическая рекультивация. Но откуда же взять средства на всё это? - возникает вопрос. Ответ весьма не тривиален: в ходе переработки отвалов и шахтных вод методом выщелачивания попутно будут извлекаться ценные металлы, а деньги от их реализации пойдут на решение экологических проблем города. Данные работы организует компания СОНЭКО. По словам одного из её руководителей - Сергея Плотникова, имеющего большой опыт подобных разработок, - решая благородные экологические задачи, можно зарабатывать и неплохие деньги. И это действительно не традиционный подход к проблеме. В проекте предусматривается также участие учёных из различных организаций, в том числе международных. Всё это внушает надежды, что когда-нибудь, пусть и не в очень близком будущем, одной чёрной язвой на теле нашей прекрасной планеты станет меньше.
Комментариев нет :
Отправить комментарий