воскресенье, 15 июня 2014 г.

История оформления интерьера тканями

istorija-interjera-tkani
Декорирование окон имеет древнюю историю, хотя в основе своей его функции были прежде всего защитными и изолирующими. Изначально дверные и оконные проемы закрывались шкурами животных, они также стелились на пол и лежанки. Искусство же драпировки пришло к нам из Греции, откуда перекочевало в культуру древних римлян, а впоследствии и других народов. В Древней Греции наиболее предпочтительным был белый цвет, хотя ранний период отмечен использованием разноцветных тканей из азиатских колоний. Позже греки стали отдавать предпочтение умеренным тонам, а пестрые рисунки на тканях сменились вышивками. Ткани окрашивались в синий, фиолетовый, желтый, красный и пурпурные цвета. Драпировались колонны в домах, храмах, спинки тронных кресел, столбы у входа-выхода в помещение.

  В Древнем Египте для оформления интерьера широко использовались ткани от тончайших хлопчатобумажных до груботканных, плотных, напоминавших гобелен. Декорировали ткани золотыми нитями, доминирующим был белый цвет, с растительными или геометрическими орнаментами (рядами или каймой по низу) очень ярких цветов, чаще всего наносимых в виде росписи на ткани. Не менее популярными были кожаные фрагменты декора. Кожа выделывалась и иногда расписывалась ярким орнаментом, красками из минералов или растений. Часто орнамент был многоцветным и обводился черным и белым контурами. Применялись также шерстяные ткани, но в основном груботканные и почти неокрашенные - натуральных цветов. Позднее, в эпоху завоеваний, появляются новые цвета - пурпурный, синий, которые пришли с культурой Востока.

 Малоазиатские народы "обогатили" ткани вышитыми цветными узорами, иногда на ткань пришивались пластины из золота в виде звезд. Любимыми цветами становятся блестящий белый, желтый, темно-пурпурный, ярко-багровый. Древний Рим продолжил греческую культуру. Белый цвет использовался низшим и средним сословиями, а ткани, окаймлявшиеся пурпурной каймой, - знатью. Широко использовались яркие ткани желтого, зеленого, коричневого и пурпурного цветов.

   В европейской культуре искусство драпировки подчинялось влиянию господствующего стиля или стилевого направления. Романский стиль. Большое распространение получили все виды шерстяных тканей от тончайших до груботканных, много тканей привезенных в результате завоеваний с востока: шелка, тафта, а также многообразие хлопковых тканей. Появились новые виды орнамента, несущие в себе геральдические мотивы, в сочетании с геометрическим. Готика привнесла большую декоративность в интерьер. Широко распространяется (после Византии) золотая нить в ткани, совершенствуется техника набивных рисунков на ткани. Впервые появляется понятие гарнитура в декорировании тканью интерьера: на ламбрекены, мебель и покрывала используют сочетающиеся по цвету, фактуре или орнаменту ткани. Используют шерстяные, кожаные полотна для декора помещений. Мотивы рисунка на тканях: трилистник, звезда, полумесяц (золоченые на темном фоне ткани).

Эпоха Возрождения. Очень распространены в декоре шелк, бархат, популярны кружева.
Барокко. Стиль характеризуется вычурностью и презентабельностью. Стены, украшенные декоративным карнизом, затягивают бархатом (темно-синим, винно-зеленым, розово-красным). Атлас с крупным рисунком в мягкой мебели, шторах, ламбрекенах; бархат в обивке мебели, на шторах в окнах; тяжелые шторы с кистями и бахромой; единый цвет стен и драпировок на окнах. Рококо привносит утонченность, интеллигентность, лиризм. Основной мотив-символ - рокайль - завиток, раковина неправильной формы. Преобладают пастельные тона. Ткани декорированы в китайском и турецком стилях, стены обивают шелком, на потолках более легкие "облачные" плафоны, много бантиков, ленточек, розанчиков в декоре окон и стен. Появляются окна до пола.

   Классицизм - стремление к подражанию античности, основные цвета - желтый, серый, бледно-серый, белый, фисташковый. Подражание Риму - красный цвет, детали "раскопок" в интерьере. Стены в обоях, полосы чередуются с орнаментом (цветы, бутоны, карнизы), используются пейзажные обои и ткани. Появляется вариант зачехленной мебели из той же ткани, что и шторы с ламбрекеном. Карнизы становятся обязательным декором окна и приобретают определенную форму.

   В древнерусском быту ткани имели разное назначение и представляли собой большую материальную ценность. Наряду с драгоценными изделиями из золота и серебра, они входили в состав великокняжеской или царской казны. Ткани непременно включались в состав посольских даров, подносимых Московскому двору. Дорогими тканями или изделиями их них жаловали в виде наград за верную службу и одаривали приближенных в знак особого расположения. Привозные шелка, бархаты и парча были признаками знатности и богатства. Тканями очень дорожили и использовали даже самые мелкие лоскутки. Их применяли как в украшении одежды, так и в оформлении интерьера. Древнерусский быт отличался большой красочностью, и ткани занимали в его украшении ведущее место. Эту особенность подметили и иностранные путешественники. Они отмечали, что "русские любят все укрывать и покрывать".

   Непременной деталью древнерусского интерьера знатных сословий были всевозможные полавочники, ковры настенные и напольные, скатерти и покрывала. В будни лавки и скамьи в XVI-XVII веках покрывали сукном. В праздничные дни его заменяли бархат и атлас. Ковры и скатерти не обязательно были законченными штучными изделиями. Их сшивали из различных кусков золотых, бархатных и атласных тканей. Такими же составными могли быть и разнообразные завесы. Их широко использовали в древнерусском интерьере. Завесами украшали окна и двери, задергивали зеркала и иконы, завешивали кровати, перегораживали комнаты. Для этого использовали самые разные виды тканей: от легкого шелка до дорогого бархата.


 

Комментариев нет :

Поиск в Googl

Custom Search