Как совершенствовать работы с детьми по исследованию малых рек?
Как просто и быстро оценить качество водопроводн
Как сделать все это, если в школьной лаборатории нет ничего, кроме пробирок?
В самом деле, большинство описанных в литературе методов оценки качества воды сложны для школьников и, кроме того, требуют специального оборудования. Вместе с тем почти отсутствуют рекомендации по интерпретации результатов исследования, т.е. просто непонятно, что делать с данными, что означают получаемые в результате измерений цифры.
Для того чтобы помочь преподавателям разобраться в непростых вопросах экологии водной среды, наладить работу с детьми и студентами по изучению рек и водоемов, распространить эту работу по стране и установить контакты между учителями и учащимися - участниками таких работ и был создан проект "Мир воды".
Проект проще всего использовать во внеклассной и внешкольной работе. Поэтому заинтересованы в нем могут быть не только преподаватели школ и ВУЗов, но и сотрудники станций юных натуралистов и туристов, детско-юношеских экологических центров, экологических кружков и т.п. Примечательно, что интерес к проекту проявляют и фермеры, особенно из числа занимающихся рыбоводством.
В основе проекта - простые методы оценки концентраций аммонийного азота, нитритов и нитратов. Концентрации этих веществ в наших реках, водоемах и даже в питьевой воде в последнее время значительно возросли. Поэтому, с одной стороны, концентрации веществ группы азота представляют важную характеристику вод, с другой стороны, анализ результатов позволяет определить причины и во многих случаях установить источник загрязнения. Кроме того, в процессе работы ребята практически знакомятся с отдельными звеньями цикла азота, что позволяет им лучше усваивать школьную программу и в то же время применять свои знания при анализе и описании результатов собственных исследований.
Помимо указанных характеристик в проекте "Мир воды" дается подробное описание методов определения кислотно-основных свойств водной среды и визуальной оценки состояния рек и водоемов, температуры воды, метеоэлементов. Специальное внимание уделено принципам безопасности работ и описанию влияния ряда исследуемых характеристик на состояние водных экосистем и здоровье человека.
В пособии по проекту приводятся методика и примеры оформления результатов исследований и виде отчета, доклада, статьи в местной газете, даются советы по взаимодействию с местными службами контроля окружающей среды, а также понятие об экологических акциях. Пособие снабжено толковым словарем специальных терминов, расчитанным на учащихся и преподавателей.
Обучение работе по проекту проводится на семинарах для преподавателей, во время которых участники проходят практикум по отбору и анализу проб воды, обработке результатов. На семинарах даются рекомендации по организации работ с детьми, рассказывается о зарубежном опыте работ по учебным исследовательским проектам. В ходе семинаров много внимания уделяется использованию игр и применению интерактивных методов обучения, цель которых - научить эффективной работе в малых группах и дать возможность лучше усвоить получаемые знания. Все игры и интерактивные методы можно использовать затем в работе со школьниками и студентами.
Одна из важных соcтавляющих проекта - встречи участников, школьные и преподавательские конференции с докладами о результатах работы. В перспективе работы - участие в международных проектах по исследованию состояния и защите природных вод. Один из них таких проектов - "ГРИН" - мы представляем на страницах этого сборника.
Как просто и быстро оценить качество водопроводн
Как сделать все это, если в школьной лаборатории нет ничего, кроме пробирок?
В самом деле, большинство описанных в литературе методов оценки качества воды сложны для школьников и, кроме того, требуют специального оборудования. Вместе с тем почти отсутствуют рекомендации по интерпретации результатов исследования, т.е. просто непонятно, что делать с данными, что означают получаемые в результате измерений цифры.
Для того чтобы помочь преподавателям разобраться в непростых вопросах экологии водной среды, наладить работу с детьми и студентами по изучению рек и водоемов, распространить эту работу по стране и установить контакты между учителями и учащимися - участниками таких работ и был создан проект "Мир воды".
Проект проще всего использовать во внеклассной и внешкольной работе. Поэтому заинтересованы в нем могут быть не только преподаватели школ и ВУЗов, но и сотрудники станций юных натуралистов и туристов, детско-юношеских экологических центров, экологических кружков и т.п. Примечательно, что интерес к проекту проявляют и фермеры, особенно из числа занимающихся рыбоводством.
В основе проекта - простые методы оценки концентраций аммонийного азота, нитритов и нитратов. Концентрации этих веществ в наших реках, водоемах и даже в питьевой воде в последнее время значительно возросли. Поэтому, с одной стороны, концентрации веществ группы азота представляют важную характеристику вод, с другой стороны, анализ результатов позволяет определить причины и во многих случаях установить источник загрязнения. Кроме того, в процессе работы ребята практически знакомятся с отдельными звеньями цикла азота, что позволяет им лучше усваивать школьную программу и в то же время применять свои знания при анализе и описании результатов собственных исследований.
Помимо указанных характеристик в проекте "Мир воды" дается подробное описание методов определения кислотно-основных свойств водной среды и визуальной оценки состояния рек и водоемов, температуры воды, метеоэлементов. Специальное внимание уделено принципам безопасности работ и описанию влияния ряда исследуемых характеристик на состояние водных экосистем и здоровье человека.
В пособии по проекту приводятся методика и примеры оформления результатов исследований и виде отчета, доклада, статьи в местной газете, даются советы по взаимодействию с местными службами контроля окружающей среды, а также понятие об экологических акциях. Пособие снабжено толковым словарем специальных терминов, расчитанным на учащихся и преподавателей.
Обучение работе по проекту проводится на семинарах для преподавателей, во время которых участники проходят практикум по отбору и анализу проб воды, обработке результатов. На семинарах даются рекомендации по организации работ с детьми, рассказывается о зарубежном опыте работ по учебным исследовательским проектам. В ходе семинаров много внимания уделяется использованию игр и применению интерактивных методов обучения, цель которых - научить эффективной работе в малых группах и дать возможность лучше усвоить получаемые знания. Все игры и интерактивные методы можно использовать затем в работе со школьниками и студентами.
Одна из важных соcтавляющих проекта - встречи участников, школьные и преподавательские конференции с докладами о результатах работы. В перспективе работы - участие в международных проектах по исследованию состояния и защите природных вод. Один из них таких проектов - "ГРИН" - мы представляем на страницах этого сборника.
Комментариев нет :
Отправить комментарий