суббота, 21 апреля 2012 г.

Перелетные бабушки

Перелётные бабушки 

Возникла у меня необходимость съездить в далёкий северный райцентр. 
Решила я ехать в марте, чтобы не холодно мне на Севере было. Пригрело по-летнему солнце и почувствовала я, подъезжая на поезде к нужной мне станции, что наступает весна. 
На привокзальной площади, ожидая автобус, я увидела, как собираются в стайку бабушки. По их громким разговорам я поняла, что и они в это село едут, подошла к ним. Бабушки подходили в сопровождении своих городских родственников. Сыновья, дочери и сестры, которые ещё в юности покинули свои деревни и обосновались в городах, уже на площади всё уговаривали своих деревенских родственников не ездить больше в деревню, остаться в городе совсем. Бабушки, прожив, вернее переждав зиму в благоустроенном городе, почувствовав летнее солнышко, полетели, рванули к себе в деревню. Одна зимовала в Калининграде, другая в Ленинграде (как она сказала), третья — в Вологде, а остальные три бабушки переждали зиму в ближайшем городе. И теперь, в последние дни зимы, полетели перелётные бабушки к себе — на родную для них землю, в далёкие деревни. 
Подъехала машина типа скорой помощи. Водитель направлялся в нужное нам место. Мы с бабушками, без сопровождающих их лиц, забились в машину и отправились в село. Всё ближе подъезжали мы к райцентру, всё больше разгорались глаза старушек. Они рассказывали, как красиво у них, про замечательные ягодные и грибные леса, лесные речки, полные рыбы, и о том, как хорошо у них дома. Одна говорила, что за свои 85 лет всего три зимы она прожила не дома. Поделилась она, что ей особенно тяжело жилось этой зимой в городе: была тёплая зима, бабушка смогла бы её прожить в своей деревне одна. И если бы хоть кто-нибудь в деревне зимой жил, то не покидала она свой дом. Помолчала и сказала название своей деревни. 
А я вспомнила, как более десяти лет назад в командировку ездили мы в соседнюю, более крупную деревню. Застрял там наш УАЗик и вытаскивали его всем миром. Какие там нетронутые, красивые в своей первозданной, совершенной красоте места. А люди! Они приносили нам вёдрами домашний творог и домашние заготовки: "Угощайтесь!". Звали нас к себе в баню и просто чаю попить, или переночевать: "Что ж вы на раскладушках в школе..." У них нет замков на домах и собак во дворе. Палка приставленная к двери означает, что нет никого дома, и никто не зайдет. В любом доме вам, незнакомцу, будут рады. Плохого человека они чувствуют сразу. Плохому там не прожить. Про людей тех мест говорят, что они ведьмы, колдуны: порчу и болезнь навести могут, и вылечивать способны. До той деревни от райцентра 160 км по прямой. Едут туда на УРАЛе в кунге, объезжая и петляя по тайге около девяти часов. 
— Как же вы поедите?— я спросила бабушку. 
— Мне хоть на тракторе в открытом кузове, лишь бы домой доехать. 
Другая говорила с тоской, что уже больше десяти лет вынуждена зимовать в городе, и два последних лета жила она одна в деревне. Правда, приезжают летом на выходные или на недельку соседи, а всё лето никто не живет. 
Ещё все рассказывали, как стали уезжать из деревни люди, и как тяжело им оставлять свой дом на зиму, как разрушаются и сиротеют деревни. 
Я по-доброму завидовала этим бабушкам: у них есть свои родные, милые сердцу места, где они едины с природой; я им сочувствовала, что приходится свои любимые места покидать на зиму. 
А сколько деревень уже не оживают даже летом? Дома разрушены, земля заброшена... 
Люди не понимают, что они потеряли, променяв деревья и землю, солнце и воздух на кирпичные благоустроенные коробки. «Осиротели деревни, лес и речка, птицы и звери на земле северной», думала я, глядя в окно машины на тайгу. И вдруг из леса выбежала лиса, побежала параллельно дороге, тоскливо поглядев на нашу машину. И вспомнился мне эпизод из книги Мегре, где описывается, как сиротливо сидели звери маленького Володи на краю полянки, зная, что вырастет он и уйдет от них в большой мир. 
Для кого всё великолепие природы? 
Бабушки, совсем повеселевшие и помолодевшие, вышли из машины у автовокзала в райцентре. Они были почти дома, им предстоял последний рывок — ещё одна поездка до своих деревень. Счастливого вам пути, милые перелётные бабушки! Благодаря вам ещё не заброшены многие деревни, ещё теплится там жизнь. 
Всем остальным хочется сказать: «Люди! Вернитесь в рай. Пусть у каждого будет свой уголок природы, свои лес и речка, и пусть не уезжают дети и внуки из родных мест. Тогда и бабушки не станут перелётными». 
Желаю перемен к лучшему. 

Светлана Терёхина

Светлана Терёхина о себе:
 
Я 15 лет работала в сфере образования. Вначале была учителем в школе, затем пошла специалистом в РОНО (Районный отдел народного образования). Почти шесть лет назад вместе с мужем мы переехали в деревню, которая рядом с поселением "Солнечное" в 30 км от Пензы. В поселении взяли землю, обустраиваем своё Родовое Поместье и очень этому рады! Увлекаюсь сейчас... козами. У меня их четверо.http://lesnyedali.org/forum/51-45-1

Комментариев нет :

Поиск в Googl

Custom Search