среда, 5 октября 2011 г.

Массачусетские ядерщики против кубинских экологов


Гавана не принимает пробирки с микродозами отходов.
Грандиозный скандал разразился вокруг экспорта в Кубу радиоактивных отходов АЭС, расположенной на территории штата Массачусетс. Ведущая Кубинская экологическая организация не признаёт методики захоронения радионуклидов микродозами, как это делается в России уже несколько лет. «Мы не Россия, у нас нет столько земли на случай, если эта методика представляет опасность для природы,» - заявил глава Кубинских экологов Хуан Карлос Монтейро. Однако американцы настаивают на покупке Гаваной отходов, ссылаясь на условия экономического сотрудничества двух стран. Эксперты Российского Аналитического Центра считают, что власти штата таким образом выражают своё недовольство экономической политикой Белого Дома, который лоббировал экспорт отходов в Россию. Губернатор штата уже высказывался на тему того, что американские деньги в огромном количестве уходят в Россию, тогда как имеются близкие союзники, такие как Куба, благодаря которым средства оставались бы в пределах стран-партнеров.
Поговорить о причинах беспокойства американцев мы решили с физиком-ядерщиком, специалистом лаборатории по исследованию микрозахоронений Романом Масленниковым:
- Действия Америки могут объясняться ещё и тем, что отдельные представители власти, так же как Куба, не доверяют технологии. Канада вполне согласилась бы принимать отходы, однако американцы боятся повредить своему лесному резерву, который они уже десять лет кропотливо восстанавливают. Но это недоверие явно имеет политическую окраску, потому что наша технология уже неофициально признана во всём мире. Смотрите сами, пробирка из сверхпрочных поглощающих материалов, с толщиной стенок не менее 50 мм, содержит всего 60 миллилитров сильноразбавленных солей радиоактивных элементов. Помещается на глубину около 9 метров, а до соседней пробирки от 100 метров и больше. О какой опасности может идти речь? Утечка такого количества радионуклидов менее опасна, чем если бы вы пролили урановый раствор в учебной химлаборатории себе на руки. Да и вероятность на порядки ниже. В принципе, мы восстанавливаем таким образом естественную распространённость радиоактивных элементов по земной коре.
- А материал контейнера безопасен для природы?
- Бесспорно. Мы используем специальный состав бетона, который, по сути, есть ни что иное, как концентрированные определённые вещества, добытые из недр. Для природы это камень, хоть и слегка «фонящий». Но такие встречаются в естественной среде. Заодно мы деконцентрируем до естественного состояния и материалы, входящие в бетон, возвращаем Земле то, что у неё брали долгие годы.
- На моём участке родители также захоронили такую пробирку. Я себя чувствую спокойно. Но всё же, скажите, каков уровень фона на поверхности земли от неё?
- Мы проводили детальные расчёты и исследования совместно с ИГИ РАН(Институт геологических исследований - Я. М.) для различных видов почв. Излучение не превышает норму, оно не заметно на фоне статистических погрешностей даже при детальном анализе результатов измерений. Очень интересно совершенно противоположное явление: многие поселения становятся так называемыми местами силы, где некоторые законы физики проявляют себя необычным образом. Так вот, в таких поселениях естественный радиационный фон становится даже ниже нормы, принятой ещё в начале этого века. Это удивительно и прекрасно. Мне, как ядерщику, очень интересно размышлять об этом в своих садах.
- Спасибо большое, что поделились своими эмоциями, ещё один вопрос. Можно ли таким же образом проводить захоронения опасных соединений, тяжёлых металлов?
- Можно, но желательно в смеси с ингибиторами, либо в химически более безопасном, расщеплённомвиде. Важно, чтобы вещество не было высокоинертным, тогда бактерии почвы, в случае утечки, смогут переработать его в более естественную форму, и тогда оно перестанет представлять опасность. А срок жизни этих пробирок исчисляется десятилетиями, и по расчётам, момент утечки может наступить во временной интервал около десяти лет, так что вероятность одновременной утечки нескольких пробирок в пределах нескольких сот квадратных километров очень мала.
Ярослава Митюшина

Комментариев нет :

Поиск в Googl

Custom Search